TRU сайт автолюбителей
полезный сайт
Общие требования безопасности труда при обслуживании иремонте автомобилей.
Создание безопасныхусловий труда должно быть определяющим в любой сфере производственнойдеятельности человека. И тем более там, где работа связана с повышеннойопасностью для здоровья человека.
В Росси существуетгосударственная Система стандартов безопасности труда, устанавливающая общиетребования безопасности работ (ГОСТ12,3,017-85), которые проводятся наавтотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах привсех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых илегковых автомобилей, автобусов тягачей, прицепов и полуприцепов,предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети России.
За обеспечениембезопасных условий труда ведут наблюдение прокуратура, госсанинспекция,гортехнадзор, пожарная инспекция и другие службы государственного контроля.Ответственность за выполнение всего объема задач по созданию безопасных условийтруда возлагается на руководство автотранспортного предприятия в лице директораи главного инженера.
Все лица, поступающие наработу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственнойсанитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности наданном предприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочемместе, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труданепосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он долженработать. При выполнении работ повышенной опасности проводятся повторныеинструктажи через определенные промежутки времени, но не реже одного раза в 3месяца.
Дополнительный (внеплановый)инструктаж проводится при нарушении рабочим правил и инструкции по техникебезопасности, технологической и производственной дисциплины, а также приизменении технологического процесса, вида работ и типа обслуживаемыхавтомобилей. Все виды инструктажей записываются в специальные журналы, которыехранятся у руководителя предприятия, цеха или производственного участка.
Слесарь по ремонтуавтомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях,поражением током до прибытия скорой медицинской помощи или доставкипострадавшего в медицинское учреждение.
К производственномутравматизму относятся увечья, ранения, ожоги, поражения электрическим током,отравления и профессиональные заболевания, связанные с выполнением своихтрудовых обязанностей.
Производственныйтравматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебреженияправилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.Наиболее характерными причинами возникновения травматизма являются:
- отсутствие илипроведенный в недостаточном объеме инструктаж работающего о правилахбезопасности труда;
- нарушениетехнологического процесса;
- неисправности оборудования,приспособлений и инструмента или его несоответствие условиям выполняемых работ;
- отсутствие ограждений,предупреждающих или запрещающих надписей;
- несоответствиевыполняемой работе или небрежное использование спецодежды;
- недостаточное освещение;
- низкий уровень техническойкультуры производства.
Государственный стандарттребует, чтобы процессы ТО и ТР были безопасными на стадиях:
- подготовки автомобилейк ТО и ТР;
- непосредственноговыполнения работ;
- испытаний и провероксистем автомобилей;
- заправки автомобилейгорюче-смазочными материалами и спецжидкостями;
- хранения и транспортирования автомобилей,деталей, агрегатов и материалов;
- удаления иобезвреживания отходов производства.
Производственнаясанитария.
Важным условием безопасногои высокопроизводительного труда является устранение воздействияпроизводственных вредностей:
- загрязнение воздушнойсреды;
- шумов и вибраций;
- ненормального тепловогорежима (сквозняки, низкая или высокая температура на рабочих местах).
Под воздействием производственныхвредностей могут возникнуть профессиональные заболевания.
Задачей производственнойсанитарии и гигиены труда является полное исключение или существенноеуменьшение производственных вредностей. Помещения автотранспортных предприятийи организаций автомобильного сервиса должны быть оборудованы централизованнымили автономным отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, санитарно-бытовымипомещениями, душевыми, гардеробными, умывальными, туалетами, помещениям,оборудованными для приема пищи, и места для курения.
Противопожарныемероприятия.
Для помещенияавтотранспортных предприятий и служб автосервиса характерна высокаяпожароопасность. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара впроизводственных помещения и на автомобиле, запрещается:
- допускать попадание надвигатель и рабочее место топлива и масла;
- оставлять в кабине(салоне), на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;
- допускать течь втопливопроводах, баках и приборах системы питания;
- держать открытымигорловины топливных баков и сосудов с воспламеняющимися жидкостями;
- мыть или протиратьбензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином;
- хранить топливо (заисключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива исмазочных материалов;
- пользоваться открытымогнем при устранении неисправностей;
- подогревать двигательоткрытым огнем.
Все проходы, проезды,лестницы и рекреации автотранспортных предприятий должны быть свободны дляпрохода и проезда. Чердаки нельзя использовать под производственные и складскиепомещения.
Курение на территории и впроизводственных помещениях автотранспортного предприятия разрешено только вотведенных местах, оборудованных противопожарными средствами и надписью «Местодля курения». На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешенытаблички с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации людей,автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных запожарную безопасность.
Пожарные краны во всехпомещениях оборудуют рукавами и стволами, заключенными в специальные шкафы. Впомещениях для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средствустанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50м площади помещения)и ящики с сухим песком (один ящик 100м площади помещения). Около ящика с пескомна пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарноеведро.
Своевременное обнаружениезагорания и быстрое уведомление пожарной команды является главным условиемуспешной борьбы с возникшим пожаром.