TRU сайт автолюбителей

полезный сайт

 

Неисправности системы охлаждения.

 

Имеют следующие признаки:подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя, а такжеповышенный шум при работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из строяего подшипников.

Подтекание охлаждающейжидкости.

Может быть вызванонегерметичностью соединения шлангов системы охлаждения со штуцерами ипатрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностьюспускных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках исердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотненияжидкостного насоса (при вытекании жидкости из дренажного отверстия насоса).

Контроль герметичностисистемы охлаждения производится специальным устройством, котороеустанавливается вместо пробки на горловину радиатора или расширительного бачка ипри помощи устройства создают избыточное давление в системе 0,05…0,07МПа, прикотором не допускается просачивание жидкости в системы. Однако обычноподтекание жидкости легко обнаруживается по мокрым следам на месте стоянки, атакже по снижению уровня охлаждающе жидкости в системе охлаждения.Негерметичность соединений шлангов и фланцев патрубков устраняется подтяжкой ихкреплений- хомутов и резьбовых деталей. Поврежденные шланги и негерметичныепробки и краники заменяют на новые. Подтекание жидкости через трещины в бачкахили сердцевине радиатора устраняется заделкой трещин при помощи пайки илизаклеивания. Незначительное подтекание жидкости через радиатор может бытьустранено при помощи добавления в охлаждающую жидкость специальных герметиков.Однако применение герметиков устраняет подтекание жидкости, как правило, лишьна небольшое время и может иметь вредные для системы охлаждения двигателяпоследствия. При добавлении герметика в охлаждающую жидкость его частицыосаживаются не только на поврежденные места, но и на остальные поверхности,увеличивая отложения на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения.Это может нарушить циркуляцию жидкости в системе и соответственно снизитьэффективность охлаждения двигателя и работы отопителя. В этом случае помимозамены негерметичного радиатора потребуется тщательно промыть всю системуохлаждения.

В случае вытеканияжидкости через дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса необходимо снятьего с автомобиля с ремонта (замены деталей сальникового уплотнения) или замены.Если небольшое подтекание из дренажного отверстия обнаружено в период обкаткиавтомобиля, это может являться результатом незаконченной приработке деталей уплотненияи принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимоустранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданиюжидкости в подшипники насоса и к их разрушению.

Перегрев двигателя характеризуетсяповышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникаетон вследствие недостаточного уровня охлаждающей жидкости; пробуксовки илиобрыва ремня привода жидкостного насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зубчатого ремнягазораспределительного механизма); неисправности электровентилятора ( невключается из-за неисправности датчика или электродвигателя, который не даетнужной частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного насоса; неисправноститермостата (не открывается основной клапан, и жидкость через радиатор нециркулирует), засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложениезагрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения.

При перегреве двигате6ляохлаждающая жидкость значительно увеличивается в объеме и может происходить еевыход через пробку распределительного бачка. А при сильном (свыше 110С)перегреве жидкости она может закипеть и вследствие значительного повышениядавления в системе охлаждения (особенно при неисправном паровом клапане пробкии расширительного бачка или радиатора) может нарушиться герметичность радиатора(радиатор потечет). Кроме того, при перегреве происходит потеря мощностидвигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, а такжепадение давления и выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиваниюпоршневой группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной температуройвозможно заклеивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтомупри первых признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению егопричин. При снижении уровня охлаждающей жидкости необходимо определить иустранить причину его снижения, и долить необходимое количество охлаждающейжидкости.

Пробуксовка ремня приводажидкостного насоса (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) может происходитьвследствие его слабого натяжения или замасливания. Ослабление натяжения ремняявляется следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса,вентилятора и генератора отстает от частоты вращения коленчатого вала.Признаками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя является подергиваниестрелки амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый,чем обычно, свет лампы). Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса игенератора осуществляется по прогибу ремня при приложению к нему определенногоусилия. Для проверки натяжения может использоваться линейка с рейкой. Приизмерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а линейку устанавливаютпосередине рейки и надавливая на линейку с определенным усилием, измеряютвеличину прогиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым. Однакоточность измерения при использовании данного способа невысока и в значительнойстепени зависит от опыта работника, поскольку при данном способе непроизводится измерения прилагаемого к линейке усилия. Поэтому для более точногоизмерения натяжения ремня следует использовать специальное динамометрическоеустройство, состоящее из динамометра со шкалой и планки. При измерениинатяжения ремня с помощью динамометрического устройства его планку опирают нашкивы ремня и, надавливая на ручку до упора буртика штока в упорную втулку, снимаютсо шкалы значения приложенного к ремню усилия. Величины прогиба ремней приводажидкостного насоса и генератора должны составлять на двигателях ВАЗ 10….15ммпри усилии натяжения 100Н, а на других рассматриваемых двигателях - 8…9мм приусилии 100Н, на двигателе МеМЗ-245 и 40Н- на остальных двигателях.

Для натяженияослабленного ремня необходимо ослабить гайки крепления генератора к натяжнойпланке и кронштейну блока цилиндров соответственно, а на двигателях УЗАМ-331 и-412 также гайку крепления натяжной планки к блоку. Затем с помощью монтажнойлопатки отжимают генератор от блока, добиваясь необходимого натяжения ремня ификсируют положение генератора предварительной затяжкой гайки крепления его кпланки. После проверки натяжение ремня производится окончательная затяжка гайкикрепления генератора к планки и остальных гаек крепления генератора.

При регулировке натяженияремня необходимо иметь ввиду, что при недостаточном натяжении ремня на большихоборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет он будет нагреваться и этоприведет к его износу и расслоению. В то же время при его чрезмерном натяженииремня происходит усиленный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, атакже ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.

Замасливание ремня устраняетсяпосле его снятия путем протирки ручьев приводных шкивов и самого ремня тряпкойслегка смоченной в бензине. Снятие и установка ремня привода водяного насоса игенератора производится следующим образом. Для снятия ремня необходимо ослабитькрепление генератора, (как описано выше) прижать генератор с помощью монтажнойлопатки к блоку двигателя и снять освобожденный ремень со шкива. Установкуремня производят в обратном порядке. После установки ремня проверяют егонатяжение и при необходимости производят регулировку натяжения.

При обрыве ремняпроизводится установка нового ремня и проверка его натяжения в описанном вышепорядке. Проверка электропривода вентилятора производится по температуреохлаждающей жидкости, при которой происходит его включение и выключение.Температура замыкания контактов устанавливаемого на изучаемых автомобиляхдатчика включения электродвигателя вентилятора ТМ108 составляет 89…94С. Еслипри данной температуре не происходит включение вентилятора или же онотключается при снижении температуры ниже 80С, то необходимо найти и устранитьпричину неисправности (устранить обрыв в электрической цепи приводавентилятора, заменить неисправный датчик или электродвигатель вентилятора).

Проверка действиятермостата может производиться непосредственно на автомобиле. Для этогонеобходимо пустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубокрадиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает прогреваться,когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80…90С.

При этом стрелкауказателя температуре в комбинации приборов должна находиться на расстоянии3…4мм от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80…100С нацифровом указателе. Однако более просто и удобно производить проверкутермостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412, который не вмонтирован взакрытый штампованный корпус, как на других двигателях), если снять его сдвигателя. Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с водой,нагревают в нем воду и определяют по термометру температуру начального иполного открытия клапанов, а также их ход.

Термостат считаетсяисправным, если температура начала открытия основного клапана и его ходсоставляют соответственно 85…89С и ход клапана не менее 8мм - для двигателейВАЗ-2108 и МеМЗ-245; 77…86С и ход клапана не менее 6мм - для остальныхрассматриваемых двигателей.

При выходе контролируемыхпараметров за указанные выше пределы термостат подлежит замене. При поломкежидкостного насоса его снимают с двигателя, разбирают и восстанавливают егоработоспособность заменой вышедших из строя деталей либо заменяют на новый.

Засорение воздушныхпроходов в сердцевине радиатора определяется внешним осмотром и устраняется вначалепрочисткой щеткой с длинной щетиной, промывкой сердцевины струей воды состороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом.

Загрязнения и накипь врубашке охлаждения и в радиаторе значительно ухудшают теплоотдачу и, поэтомувызывают систематический перегрев двигателя. Для устранения этого необходимопромыть систему охлаждения одним из специальных составов, удаляющих накипь, всоответствии с технологией его применения, после него промыть систему чистойводой и заправить охлаждающей жидкостью.

Переохлаждение двигателяможет быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается основной клапан).Необходимо проверить термостат способом указанным выше и при необходимостизаменить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкостиприводит к потере мощности и вызывает усиленной изнашивание деталейкривошипно-шатунного механизма вследствие ухудшения условий смазки из-законденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижениямасла в картере.

При замене или ремонтевышедших из строя элементов системы охлаждения необходимо полностью иличастично (например, при замене расположенных в верхней части двигателя шлангов)слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого нужно отвернуть сливные пробкиили краники, и открыть крышку расширительного бачка или радиатора.

Слив жидкостипроизводится в чистую посуду, чтобы слитую жидкость можно было использоватьповторно.

 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Бесплатный конструктор сайтовuCoz