TRU сайт автолюбителей
полезный сайт
Назначениеи принцип действия сцепления.
Сцепление автомобиля служит для кратковременного разъединенияколенчатого вала двигателя от коробки передач и их плавного соединения, которыенеобходимы при переключении передач и трогании автомобиля с места.
Налегковых и грузовых автомобилях наиболее распространено однодисковое сцепление фрикционноготипа. Сцепление состоит из механизма и привода выключения. Механизм сцепления собранна маховике двигателя, а привод — на невращающихся деталях, установленных на рамеили кузове автомобиля.
Основнымидеталями механизма сцепления являются ведомый диск, установленный на шлицыведущего вала коробки передач, нажимный диск с пружинами, размещенными накожухе, который жестко прикреплен к маховику. На кожухе сцепления установленына шаровых опорах отжимные рычаги, соединенные шарнирно с нажимным диском.
Приводвыключения сцепления состоит из муфты с выжимным подшипником и возвратнойпружиной, вилки, тяги и педали.
Приотпущенной педали сцепления ведомый диск зажат пружинами между маховиком и нажимнымдиском. Такое состояние сцепления называется включенным, так как при работе двигателякрутящий момент от маховика и нажимного диска передается за счет сил трения наведомый диск и дальше на ведущий вал коробки передач. Если нажать на педальсцепления, тяга перемещается и поворачивает вилку относительно места еекрепления. Свободный конец вилки давит на муфту, в результате чего онаперемещается к маховику и нажимает на рычаги, которые отодвигают нажимный диск.При этом ведомый диск освобождается от сжимающего усилия, отходит от маховика исцепление выключается.
Приводы управлениясцеплением
Механический привод выключения сцепления применяютна большинстве отечественных грузовых автомобилей, так как он наиболее прост поконструкции и удобен в эксплуатации.
Гидравлический приводвыключения сцепления сложнее по конструкции, чем механический, но онобеспечивает более плавное включение и допускает свободное расположение педалипривода по отношению к механизму сцепления.
Пневматическийусилитель в приводе сцепления применяют на грузовыхавтомобилях, чтобы уменьшить усилие нажима на педаль при выключении сцепления.
Работаетпневмоусилитель следующим образом. При нажатии на педаль сцепления давлениежидкости из главного цилиндра передается под гидропоршень усилителя и следящийпоршень. Последний перемещается и действует на клапаны управления, закрывая выпускнойи открывая впускной. При этом сжатый воздух из системы начинает поступать вполость пневмопоршня, который перемещается, оказывая дополнительное усилие нашток выключения сцепления. В результате суммарное усилие от давления воздуха ипедали на штоке выключения сцепления возрастает и сцепление выключается. Приотпускании педали давление в гидропроводе исчезает и поршни под действиемпружин отходят в исходное положение, сцепление включается, а воздух изпневмоусилителя выходит в атмосферу.
Ведомыйдиск, связанный с первичным валом коробки передач, постоянно прижат к маховикунажимным диском под воздействием очень сильных пружин. За счет огромных силтрения между маховиком, ведомым и нажимным дисками, все это вместе, как единоецелое, вращается при работе двигателя. Но это только тогда, когда водитель нетрогает педаль сцепления, независимо от того едет ли или стоит на месте егоавтомобиль.
Адля начала движения машины, необходимо прижать ведомый диск, связанный сведущими колесами (через первичный вал коробки передач и другие составляющиетрансмиссии), к вращающемуся маховику, то есть - включить сцепление, привестиего в состояние монолита. И это сложная задача, так как угловая скоростьвращения маховика составляет 20 - 25 оборотов в секунду, а скорость вращенияведущих колес – ноль.