TRU сайт автолюбителей

полезный сайт

 

Система охлаждения.

 

Система охлаждения служитдля поддержания оптимального теплового режима двигателя за счет регулируемогоотвода тепла от наиболее теплонагруженных деталей в результате соприкосновенияих с горячими газами или трения. При перегреве двигателя уменьшается егомощность, увеличивается расход топлива. Чрезмерный прогрев двигателя вызываетвыгорание смазки, при этом резко возрастает износ трущихся поверхностейдеталей. Происходят задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушениеповерхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня. Кроме того, вкарбюраторном двигателе могут возникнуть детонирующие удары. Все это выводитдвигатель из строя.

В автомобильныхдвигателях чаще применяют жидкостную и реже воздушную систему охлаждения. Привоздушной системе охлаждения передача тепла от двигателя происходитнепосредственно в атмосферу. Необходимая интенсивность охлаждения достигается спомощью охлаждающих ребер цилиндров и их головок, вентилятора и дефлектора.Система удобна в эксплуатации, имеет набольшую массу и обеспечивает быстрыйпрогрев двигателя после пуска. Однако система воздушного охлаждения имеетсущественные недостатки: неравномерность отвода тепла по высоте цилиндра,большие потери мощности двигателя на привод вентилятора, шумность работы.

В автомобильныхдвигателях наиболее часто применяют систему жидкостного охлаждения спринудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости применяютводу или низкозамерзающие жидкости - антифризы, водный раствор этиленгликоля«Тосол». Поток циркулирующей жидкости направляется в первую очередь к наиболеенагретым деталям двигателя: стенкам камеры сгорания, свечам зажигания,выпускным клапанам, цилиндрам двигателя. Теплота от нагревающихся деталейпередается через стенки агрегатов двигателя охлаждающей жидкости, а от неетакже через наружные стенки агрегатов системы охлаждения в атмосферу.

К системе жидкостногоохлаждения относятся:

- полость (рубашка)охлаждения блока и головки цилиндров;

- радиатор с жалюзями;

- вентилятор;

- водяной насос (помпа);

- термостат;

- датчики температурыохлаждающей жидкости;

- водораспределительнаятруба;

- патрубки и шланги сдеталями крепления;

- расширительный бачок;

- сливные краники;

- отопитель кабиныводителя (салона);

- предпусковойобогреватель.

По сравнению с воздушнойсистемой охлаждения жидкостная система лучше регулируется, равномернееохлаждает детали двигателя, расходует гораздо меньше мощности на приводводяного насоса и вентилятора, бесшумна в работе. Однако эта система дорожевоздушной и уязвима в эксплуатации. Систему жидкостного охлаждения используюттакже для охлаждения компрессора пневматической тормозной системы.

Радиатор предназначен дляохлаждения жидкости, отводящей теплоту от деталей двигателя. Охлаждениежидкости происходит в сердцевине радиатора, набранной из медных, латунных илиалюминиевых трубок, на которых имеются охлаждающие ребра, изготовленные излатуни или стали. Сердцевина соединяет между собой верхний и нижний бачкирадиатора. Регулируется она положением створок жалюзи, а также в современныхмоделях автомобиля отключением и включением вентилятора через температурныйдатчик охлаждающей жидкости. Заливная горловина верхнего бачка радиаторазакрыта пробкой с паровоздушным клапаном. При перегреве охлаждающей жидкости иповышением давления паров жидкости выше расчетного, клапан автоматическиоткрывается.

Расширительный бачок соединенпатрубком с верхним бачком радиатора и предназначен для компенсации измененияобъема низкозамерзающей охлаждающе жидкости («Тосол») при работе двигателя ипосле его остановки. Пробка бочка имеет паровоздушный клапан.

Жалюзи предназначены длярегулирования обдува радиатора встречным потоком воздуха. Жалюзи состоят изотдельных пластин. Для управления их положением из кабины водителя имеетсяпривод.

Водяной насос центробежноготипа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.Насос устанавливается в передней части блока цилиндров и состоит из улиткообразногоалюминиевого корпуса, вала с крыльчаткой и самоуплотняющегося сальника.

Вентилятор обеспечиваетобдув двигателя за счет усиления движения потока воздуха через сердцевинурадиатора. Вентилятор имеет несколько лопастей, изготовленных из стали илипластмассы, имеющих специальную форму для снижения затрат на его привод. Дляулучшения обдува двигателя может быть установлен на радиаторе управляющийкожух. Обычно вентилятор монтируется на одном валу с водяным насосом иприводится в движение от коленчатого вала через ременную передачу. В приводмогут быть включены электромагнитная муфта и гидромуфта. В современных автомобиляхвсе чаще используется автономный привод вентилятора от специального электродвигателя.Этот вентилятор автоматически включается при достижении охлаждающей жидкостьютемпературы 75-85С.

Термостат автоматическиподдерживает тепловой режим двигателя, направляя движение жидкости по маломуили большому контуру охлаждения. Его устанавливают в полости впускного патрубкаили на выходе жидкости из рубашек охлаждения головок цилиндров. Термостатымогут быть с жидким или твердым наполнителем. Внутрь гофрированного латунногоцилиндра налита жидкость, температура кипения которой 70-75С. В баллонетермостата с твердым наполнителем - церезин (нефтяной воск) с температуройплавления 70-85С.

Предпусковойподогреватель предназначен для облегчения пуска двигателя, при низкихтемпературах окружающей среды и способствует значительному уменьшению износадеталей поршневой группы.

Подогреватель состоит из:

- котла с направляющимпатрубком;

- системыэлектроискрового зажигания;

- топливного бачка;

- электровентилятора;

- электромагнитногозапорного клапана;

- пульта управления;

- наливной воронки;

- патрубка,соединительных трубок и шлангов;

- сливного крана.

В автомобилях с дизельнымдвигателем предпусковой подогреватель используют при температуре ниже 25С. Приболее высокой температуре применяют электрофакельное устройство, включающее всебя факельные свечи, в которых топливо испаряется. Поры топлива смешиваются своздухом и воспламеняются. Так как факельные свечи установлены во впускныхколлекторах, факел горящего топлива подогревает поступающий в коллекторы воздухи этим облегчает пуск холодного двигателя. После пуска при необходимостиводитель может некоторое время поддерживать горение факела, держа включенойкнопку электрофакельного устройства.

Отопитель кабины водителягрузового автомобиля или салона автобуса и легкового автомобиля действует попринципу использования тепла охлаждающей жидкости двигателя. Системыжидкостного отопления выполняются по принципиальной одинаковой схеме для всехвидов автомобилей.

Радиатор отопителясоединен с рубашкой охлаждения блока цилиндров (головкой цилиндров) через запорныйкран. Воздух, нагретый от радиатора, подается в воздухораспределительный канали далее через шланги к патрубкам, размещенным у ног водителя, любого стекла и вдругих местах, нуждаются в отоплении. Регулировка поступления воздуха врадиатор отопителя осуществляется заслонкой, которая имеет три положения.Первое положение направляет воздух в отопитель только из кабины (салона),второе - из вентиляторного канала в отопитель, третье - только в кабину сзабором воздуха снаружи.


 

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Бесплатный конструктор сайтовuCoz